
29.05.2007, 22:47
По содержанию фотография вовсе не плохая; контровой свет и состояние природы наполняют снимок настроением, увиденное автором хорошо передается зрителю. Полное отсутствие композиции вызывает досаду. Это здорово мешает наслаждаться сказочным сюжетом, раздражает. Массивные стволы деревьев на ближнем плане подпирают края кадра - от этого теснота. Кроме того, стволы сильно наклонены, образуя усеченный треугольник вершиной вниз. Нет ничего более неустойчивого, чем треугольник в таком виде и наоборот. Для спокойного пейзажа это уже хаос. Подсознательное противоречие еще вызвано спором между вертикалаями краев кадра и этими наклонными стволами: не гармонично - и все тут. Стволы уходят вниз, вникуда, да еще на первом плане, тем самым усугубляя незавершенность. В центре кадра да и посередине между стволами находится красивое деревце, которым автор обозначил центр композиции. Это тоже работает против целостности восприятия, потому что не надо забывать, что мы, люди, существа только с виду симметричные, а внутри вовсе нет. Особенно это относится к мозгу. Асимметричным распределением функций на наши полушария обусловлено наше асимметричное восприятие действительности. Мы никогда не рассматриваем пространство от центра, а только слева (у правшей), а потом справа. Середину лишь скользим взглядом. Это наше генетическое наследие (как и у животных). И дело не в том, что в сражениях и в драках мы защищаем себя от правой руки противника, это лишь следствие более древних причин. Все хищники заходят из засады справа на жертву, а ждем мы опасности соответственно слева - так и развивался мозг, асимметрично. И по лесу мы ходим кругами не от того, что ноги разные, как утверждают некоторые авторитетные специалисты, а потому что в незнакомых местах мы стремимся разнюхать поскорее, что находится слева (опасность) и подсознательно туда загребаем - справа нас ничего не беспокоит. Аквалангисты тоже плавают без компаса по кругу против часовой стрелки под водой по той же причине - страшно им. Глядя на картину с центральной композицией мы испытываем дискомфорт и нестабильность - как в туннеле, где некуда свернуть и остановить взгляд, кроме как сторону центра. Ведь у такой картины ничего существенного нет справа и слева, автор не дает зрителю возможности комфортно рассматривать там, где привычно. Но это не значтит, что композиция должна быть смещена на самый край кадра - это чувство уравновешенности между конкретным и обозначенным (центр композиции) и второстепенным, поясняющим и дополняющим нужно в себе воспитывать, учиться видеть кадр так, как воспринимаешь действительность во времени (процесс рассматривания нового места, ландшафта идр.) Искусственное стремление разместить в картине все симметрично вызвано обилием симметричных вещей в нашей жизни, архитектурой. Но у объемных предметов совсем другая эстетика - они лишь часть пространства, которое мы воспринимаем.
|