![]() |
F.A.Q. Съемка спортивных соревнований.
Три полных дня я снимал спортивные соревнования 5 крупных предприятий в Казахстане (одна корпорация)
Почти все соревнования в помещениях, спорт залы у нас не профессиональные, свет не ахти… Вот такие сложные условия. Моя рабочая техника Canon EOS 20D + Canon EF 50/1.4 USM (у коллеги Canon EOS 300D + Canon EF 28-135/3.5-5.6 IS USM + SpeedLight 420EX) Рабочие параметры: ISO 800, 1/250-1/320, f/2.2-f/2.8, в один день, когда было очень солнечно (а так были дожди проливные) ISO 400 и f/3.2. Система АФ по одной точке, а то фон был очень «хорошим». Почти всегда для динамики стояла серийная съемка (иногда и 5 к/с не хватало), режим фокуса был либо One Shot или AI Servo и даже MF. Главное знать нюансы конкретного спорта, чтоб настраиваться на ловлю определенных сюжетов, т.е. знать, что там происходить и что мы хотим «поймать». Поймать нужный сюжет и переключиться на ловлю другого сюжета. А снять, что подвернется мало вероятно. Все приводится с учетом специфики моей техники, точнее фикса 50мм. 1. Борьба (Казакша курез, вот так она у нас называется) (крупный план) Следящий фокус по центральной точке с серийной съемкой на дальнем от тебя противнике, полу-нажатие и ведем игроков, ждем, когда начнется бросок, и как начинаются, лупим серей. При нахождении рядом с борцовской площадкой, хорошо получаются качественные крупные кадры не дальше середины. Виды брака: обычно неудачный ракурс для тебя под которым пошел бросок, т.е. ничего не видно (получается обычно все со спины), если борцы хорошие, то будут хорошие моменты, стой на месте и жди. 2. Настольный теннис. (крупный план) Серийная съемка в обычном АФ (One Shot), использую боковой датчик. Например: стою справа от стола, снимаем дальнего игрока, датчик один из правых. Это нужно чтоб игрок был в правой стороне кадра, а его рука с замахом ракеткой в левой. Ждете когда игрок в процессе игры примет свое привычное место (позицию относительно стала, т.е. дистанция), делаете пред-фокусировку и ждете, как чувствуете хороший замах/удар, лупите серию. Брак: 1) игрок сместился, не в фокусе; 2) хороший момент оказался между кадрами; 3) удар/замах очень резкий, получился сильный смаз, малый смаз приемлем для динамики. Не стойте за спиной, игроки могут далеко отбегать, помешаете – будет скандал. 3. Баскетбол. (крупный план действия у/под кольцом) (аналогично мини-футбол) Следящий фокус по центральной точке с серийной съемкой. Нюанс - ловля момента контр-атаки (проход одного игрока к кольцу), расположение камеры горизонтальное. Вы стоите примерно на линии кольца на краю площадки (чтоб заснять бросок в кольцо). Как начал он движение от середины, включаем следящий фокус (полу-нажатием), и как он приблизился до пары шагов до того момента, когда он начнет готовится к прыжку с мячом или борьбы с защитником, включаем серию от бега, взятие меча, прыжок, пронос мяча и т.п. Вся серия целиком обычно интересна. Вертикальное расположение - обычно борьба под кольцом, можно заранее навестись на кольцо, и перейти в ручной фокус MF, или АФ оставить. 4. Стрельба (крупный план) Полностью статичное. Ближе к мишени не идите, или попадут, либо будете отвлекать, за что можете получить. Производить съемку надо в момент перезарядки оружие, либо в момент, когда стрелок наизготовку сразу после перезарядки, чтоб он еще не начал сосредотачиваться на стрельбе (а то ваш хлопок зеркала может его сбить). Можно снимать со спины с далека, тоже интересно. Сие не наступание на грабли, а умозаключение «как себя вести при съемки спорта», чему и следовал. Думайте откуда можно снимать и т.п. чтоб не мешать соревнованием и самому мячом и кулаком по технике не схлопотать. 5. Волейбол (очень сложное) а) Съемка игры у сетки. Стоим у края площадки (не ближе 1 метра к ней, а то сметут или что-нибудь разобьют) ближе к дельному концу от сетки. Ждете когда игрок с противоположного поля встанет под сеткой в середине оной или чуть ближе к ближнему для вас концу сетки. Фокусируетесь на нем в обычном АФ и переключаетесь в ручной фокус. Камера вертикально. Ловите прыжки (удар, блок, наброс меча для удара) от середины и к ближнему концу сетки (дельные будут мелкие и в грипп не попадете) в режиме серийной съемки. Брак: момент оказался между кадрами. Есть рефлекс: в момент прыжка центральной точкой АФ (когда этот самый АФ отключен) двигаться в след головам/торсов игроков, что в итоге даст (чаще всего) пустой верх и обрезанные ноги. б) Съемка приема подачи. Стоим так же по краю, но ближе к сетке (если не близко у сетки, то часть игроков, это крайние, будут закрывать центральных) (желательно на другой стороне от заседания регистрационного жюри, а то будете им мешать, будут злиться и кричать). Если снимаете правую команду, то включаете одну из правых боковых точек АФ в режиме One Shot, также серийная съемка. Держите в поле зрении игроков, готовых к приему подачи (это задняя линия игроков, 3-4 человека). Слушаете подачу и как видите, что кто-то приготовился к приему, обычно это один или два игрока, фокусируетесь и включаете серию. Брак: а) момент также оказался между кадрами, б) движение игроков закрыла снимаемого вами игрока, в) можно промахнуться АФ, типа игрок сместился в момент работы АФ или рядом в линии был еще один игрок. Главные моменты (который может попасть между кадрами), это не замах и т.п., это действие, при котором мяч еще рядом, т.е. замах, когда мяч перед игроком, а не когда он сделал удар, все в воздухе (ударяющий и блок игроков), а меча нет в кадре; видно, что игрок ударил, а меча также нет в кадре и т.п. Или видно, что игрок отбил мяч или должен принять мяч, а меча нет в кадре. в) Съемка игры внутри площадки. Пока не знаю как. Но, мысль есть. Надо иметь возможность снимать с небольшой высоты, чтоб в кадр не могли попасть болельщики, запасные игроки и т.п., но не очень высоко, иначе ракурс будет мало информативен. Включаем все точки АФ, следящий АФ, серийная съемка. В процессе распасовки и т.п. активных действий на площадке на каком-нибудь игроке зацепится АФ. Оптимальные стекла для залов это (для моего случая, и техники с кропом 1.6) не очень большой ширик, хотя с 50мм дискомфорта от нехватки простора не испытал, но иногда требовалось, например, снять всю команду с наградами смалого растояния; несомненно, это 50мм (фикс); а также я думаю, что хорошим вариантом будет зумы 24-70/2.8 (у сигмы к такому аналогу еще есть вариант 24-60/2.8) (очень ширики, типа 16-35/2.8, 18-50/2.8, мне кажется, не требуются) (и снимать надо будет на f/2.8, макс на f/3.2, справедливо только для спорт залов, для улицы пойдут и мало светосильные зумы), так как мне лично не хватало возможности делать крупные планы. Совсем не помешает высокоскоростные моторы АФ. |
Снимал Сникерс Урбанию 05 в Одессе, которая была 20 августа. У меня 20д+Сигма 18-125 f/3,5-5,6+пых Сигма 500 ДЖ супер. Съемки велись на улице. Пых по соображениям не отвлечения внимания участников не применял. Погода плохая - сплошная грозовая облачность. Для тех, кто не знает - Сникерс Урбания - это фестиваль молодежных (урбанистических, т.е. городских) культур. Включал в себя стритбол (баскетбол в одно кольцо), катание на роликах, досках и велосипедах через препятствия в виде горок и т.п.
При съемке стритбола чувствительность 400, дырка 8, выдержки порядка 250-320. Снимал как моменты у кольца, стоя сбоку поля на его линии, так и перехват мяча одной командой у другой. В обоих случая применял покадровый АФ, т.к. как оказалось следящий ничего в таких световых условиях не следит. Снимал без серии, т.к. съемка любительская. Диапазон использованых ФР 18-60. При съемке у кольца предварительно наводился. Т.к. снимал и у кольца и игровые моменты АФ был по полю и иногда мазал. Следя за мячом не забывайте, что он хоть и важен, но не основной, компонуйте кадр так, что бы в кадре был не только мяч со спортсменом ведущим его, а и противники. Часто машинально следя за игроком с мячом, когда наступал момент броска или перехвата, я делал снимок, а затем обнаруживал полную негодность кадра из за смещения всей группы к его боку или обрезки части группы игроков (в посте выше это названо рефлексом). Съемка BMX (велосипед) пожалуй наиболее проста. Он крупный, яркий и выглядит привлекательно. Сложность в том, что он быстро едет. АФ не держит его. Параметры съемки - ИСО 800-1600 (как были на небе тучи), дырка 7-8, выдержки 200-1250. Эти параметры относятся и к роликам и к доске, т.к. выступления проходили в одной зоне и снимались вперемешку. Как оказалось снять динамику на выдержке меньше 320 и резко нельзя. При съемке ВМХ надо учесть факт, что все упражнения выполняются после взлета с трамплина при пролете над ним. Я фокусировался на поддерживаюшуюего стойку примерно в середине ровного участка (середина пути полета), ждал спортсмена и когда он взлетал делал снимок. Снимал без мотора, хотя промахов и не много, но мотор дал возможность бы выбора оптимального кадра из трюка. Основной дефект - смаз из-за длиной выдержки и темное лицо (тень от козырька шлема) да и сама ###ура, т.к. по хорошему надо применять вспышку в FP. Не знаю разрешили бы или нет. Снимал стоя метрах в 5 спереди сбоку трамплина. Съемка скейта и роликов сложная. Однозначна нужна серия. Т.к. снимал без нее, то хороших кадров почти нет. Снимаем спереди сбоку от трамплина. Не забывайте, что стоя близко к нему вы подвергаете себя опасности, особенно если выступающие не профи. На себе испытал, хотя и вовремя отскочил от скейта. На роликах участники катятся по трубе типа поручня на лестнице. Я снимал предварительно наводясь на ее середину, если хотел снять сам проезд или на конец, если хотел снять момент соскока. На доске участники прыгают с маленького трамплинчика. Предварительно наводился на него и снимал в тот момент, когда скейт почти сошел с него. Часто нельзя предугадать куда (влево или вправо) будет выполнен трюк и получается снимок со спины. |
Баскетбол и следящий автофокус
На 20D полезен только тем, что ты кнопку не насилуешь... реально брака со следящим автофокусом в два раза больше чем с One Shot. Весь прошлый год снимал баскет на 50 F1.4 и 100 F2.8 macro (сейчас заменил его на 70-200 F2/8)... Понятно со светом полная труба. Как снимал: ISO 400, F4, 1/250, вспышка по второй шторке, серии по два, три кадра. За игру в среднем 150 снимков... и то считаю это многовато :-) |
Цитата:
и с баскетом не было проблем, я доволен результатом |
Думаю, тут очень много зависит от освещения, полтийник еще нормально отрабатывал, хотя я и им остался не доволен, а 100 откровенно промахивалась...
в общем я со следящим автофокусом поработал на двух играх, и решил что это не для меня :-) хотя с октября начинается новый сезон, попробую на 70-200 следящим пощелкать. |
футбол
Вложений: 10
снимал тут футбол...
в очередной раз убедился, что еще учиться, учиться и учиться... тяжело...:( EF100-400 |
Ну если распишешь в чем тяжело (что хотел, а вышло по другому), это тоже будет опыт.
|
Бально-спортивные танцы.
Вложений: 8
Стандарт (Европейская программа) и латиноамериканская программа. Возрастные категории все от "беби" до "взрослые". X турнир УрФО. Главная сложность - зрители, которые к концу дня начинают роиться вокруг паркета и все время попадают под ноги... Турнир проводился в новом хорошем зале, поэтому со светом там было все в порядке. Снимал далеко не первый раз (хобби у меня такое - танцы снимать)... Вспоминая первый опыт - было очень сложно ловить движения (у меня тогда еще Сонька 828 была - лаг и фокус медленный). Последний раз снимал уже 20-кой и 70-200 2.8 L... кое-что получилось неплохо. Спорткомплекс купил серию из 20 снимков 30х40 в рамочку на стену... вот. Главное - быть там не первый раз - со второго-третьего раза начинаешь предугадывать движения и легче ловить интересный кадр... А, да! еще одна сложность - проблема в том, что это таки танцы и (особенно в европейской программе) - моменты когда видно ОБА лица пары - крайне редки...
|
allaks
Мне понравилось! |
Цитата:
С AI Focus так и должно быть, т.к. там приоритет затвора, снимок будет сделан не зависимо от того успел навестись объектив или нет. С AI Servo такого не будет, но при условии использования "быстрых" объективов. 70-200 2,8 L как раз такой. Удачи. |
Мой первый более - менее серьёзный опыт съёмки спорта. ISO - 1000-1600 по погоде, выдержка 500-800, дырка почти всегда 2.8. Слежение применял мало,лишь на ближних дисанциях. На ISO 1600 шум явно виден, конечно. m2d+70-200 is+ext 2.0+monopod. Т.к. матчи были в 17.00 - 19.00,а по краю поля - большие деревья, то при солнце разброс освещённости был велик.В дождь конвертер был лишним - 5,6 дырка не давала приемлемой выдержки, ISO 3200 - разве что перевод в ч/б с зерном (шумом тоесть)
|
Вложений: 6
Недавно начал снимать футбольные матчи. К сожалению на первое время с техникой напряженка, так что снимал на китовый объектив 350D. ISO = 800 , f4-5, выдержка 1\400. Сейчас подумываю о покупке более подходящей оптики и склоняюсь к L-ке 70-200, 2.8, но без стабилизатора, с деньгами напряженка. Может кто посоветует, стоящий ли для данных съемок это объектив и какие можно посмотреть еще в его ценовой категории.
ЗЫ: извиняюсь за не в тему, но хотелось бы заодно узнать, подходит ли 2,8 L для пейзажной съемки? Вложение 2313 Вложение 2314 Вложение 2315 |
А стаб был бы к месту. Также и экстендер пригодится - но 2-х кратный на меньшей 8 дырке мылит безбожно.
|
Цитата:
|
А что насчет альтернативных объективов L-ке для спорта? Или с сигмой лучше не связываться?
|
Цитата:
|
И тогда еще один вопрос. До какого увеличения на L-ке 70-200 2.8 можно снимать с рук? Просто, если на футболе еще монопод использовать - не проблема, то вот во всевозможных поездках экскурсионных не думаю, что его можно будет применить без осложнений. Да и на 350-м теле этот объектив наверное не раскроет всех своих возможностей?
ЗЫ: В Питере наблюдал потрясающую картину. Дело было в Петергофе. Один японский турист использовал монопод, но какой-то миниатюрный, типа маленьких штативчиков. Так вот стоило ему поставить его на скамейку в парке (причем была середина осени, сыро, скамейки по прямому назначению не использовались), тут же появился охранник и стал что-то выговаривать. Это я к тому клоню, что даже монопод не везде поиспользуешь... ЗЫЫ: увы, но на линзочку со стабом денег нету ((разве что 4-ку, но она по светосиле не потянет на матчах) А нужен он уже в самое ближайшее время. Кубок УЕФА начинается в середине февраля. |
Со стабом с приемлемой шевелёнкой 1\50 вполне, на длинном конце (короткий подмыливает на открытой дырке).
|
А без стаба?)
|
Где-то 1\160, хотя, конечно, "приемлемая шевелёнка" - зто очень субъективно, но стаб свои заявленные пару стопов отыгрывает.
В общем, по правилу - числитель выдержки не должен быть меньше фокусного в мм. |
Текущее время: 18:48. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.6
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Хостинг предоставлен 100mb.ru
© Copyright 2005 - 2011